Городские автопарковки | Автопарк идей

Есть города, которые успешно "разруливают" проблему парковочных мест с помощью современных планировочных, архитектурных и инженерных решений. К сожалению, автоматизированные паркинги, где автомобиль, стоит поднести к терминалу карточку, доставляют водителю на платформе с десятого уровня, как банку колы из автомата, для красноярцев пока в диковинку. Между тем идеи, успешно показавшие себя в российских условиях, способны заинтересовать представителей бизнеса и власти нашего города и в результате их сотрудничества воплотиться на красноярской земле.
Вопрос создания в Красноярске парковочных мест наболел уже давно, и периодически случались попытки подступиться к его решению - но дальше рассуждений дело так и не пошло. Сдвинуться с мертвой точки помешал кризис, ведь без материальной поддержки бюджета о воплощении идей можно было даже не мечтать.
Пока в городской администрации пытаются найти выход из сложной ситуации, жители Центрального района испытывают на себе последствия острой нехватки в центре города временных стоянок, где можно оставить машину на несколько часов. Люди вынуждены отстаивать свободу собственных дворов, больше напоминающих днем паркинг около супермаркета. Брошенные без присмотра автомобили сотрудников властных структур, офисных работников и бизнесменов, приезжающих по делам в исторический центр города, где по-прежнему сосредоточена деловая активность красноярцев, мешают жителям проходить к подъезду, гулять с маленькими детьми, коммунальщикам - опорожнять мусорные контейнеры, убирать дворы, наконец, даже "скорая помощь" или пожарная машина не смогут протиснуться к месту, где от их своевременного появления зависит жизнь людей. Шлагбаумы, преграждающие "чужим" машинам въезд на придомовую территорию, в центре давно перестали быть опознавательным знаком элитного жилья, превратившись в неотъемлемый атрибут многих дворов.

Свято место пусто не бывает



Однако борьба за свободный от автомобилей двор ведется только в дневное время. С вечера придомовые территории заполняет транспорт местных жителей, который занимает на ночь свои привычные места, и тут уже их недовольным соседям деваться некуда - приходится терпеть. Хорошо, если стоянка во дворе способна вместить всех желающих, - по нормам СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" в России еще с 1989 года действует норматив обеспеченности городских жителей местами хранения автомобилей в расчете 250 машино-мест на тысячу человек. Между тем, на начало текущего года, по сведениям краевой службы статистики, в Красноярске проживало 963175 человек, а автотранспортных средств, по данным ОГИБДД УВД города, зарегистрировано 290573 единицы. Таким образом, реальное соотношение больше заложенного в строительных нормах - 301 машина на 1000 красноярцев. Так выглядят средние показатели по городу, тем временем от дома к дому количество автовладельцев разнится - от "хрущевок", где живут в основном пенсионеры и снимают квартиры в аренду студенты, то есть люди скромного достатка, до населения новостроек, в основной своей массе располагающего одним автомобилем на семью, а то и двумя.
Нетрудно предугадать дальнейшие действия тех, кому не удалось пристроить авто в дворовом парковочном "кармане", - стоянками послужат ближайшие газоны и обочины улиц. Действующими строительными нормами предусмотрена на этот случай возможность на 20% уменьшать или увеличивать нормативные требования по количеству Машино-мест исходя из местных условий, и в Красноярске они установлены действительно максимальные - 300 машино-мест на 1000 человек, сообщает заместитель начальника отдела застройки управления архитектуры администрации города Тамара Аёшина. Надо заметить, концентрация автомобилей в новых домах превышает названные нормы, и круг замыкается - закон опять не поспевает за жизненными реалиями.
Отдельные автолюбители - жители домов, рядом с которыми катастрофически не хватает парковочных мест, или предприниматели из офисов на первом этаже - облюбовали себе "карманы" прямо на центральных улицах. А дабы "застолбить" свободные участки на время своего отсутствия, установили парковочные барьеры. Формально эта процедура требует разрешения городских властей и оформления договора аренды, если земля принадлежит государству, встречаются такие устройства и во дворах. Здесь своя тонкость - прилегающей к многоквартирному дому территорией на равных правах владеют все собственники квартир, и только с одобрения общего собрания можно получить парковочное место во дворе в постоянное индивидуальное пользование. На практике, разумеется, такого обычно не случается.

Варианты паркингов от строителей


В домах экономкласса уровень доходов жильцов не позволяет застройщикам рассчитывать на активные продажи Машино-мест в подземных паркингах, ведь место окажется дороже, чем сам автомобиль. По взаимному согласию строители и жители ограничиваются экономвариантом круглосуточной придомовой парковки. В стандартном исполнении она обычно занимает несколько десятков квадратных метров двора, сокращая площадь детской, спортивной площадки или газона, и места на ней захватывают в первую очередь те везунчики, кто раньше всех возвращается с работы.
Понимая, что решать вопрос автопарковок за счет детских площадок и зеленых зон во дворах неразумно, в домах повышенной комфортности и бизнес-класса застройщики традиционно устраивают подземные паркинги. Чтобы парковочное место в крупном жилом комплексе было сухим, теплым, а главное - собственным, люди готовы платить немалые деньги, и застройщики идут им навстречу - сооружают подземные "автохранилища" такой вместимости, что на каждую квартиру в доме приходится как минимум по одному Машино-месту. Исключительно в аренду предоставляет своим жильцам места в подземных паркингах под всеми домами жилой район "Южный берег", их вместимость рассчитана на 80% квартир здания, по отдельному боксу для каждого подъезда. Месяц парковки обходится там в 4 тыс. руб. - не намного дороже в сравнении с обычной автостоянкой под открытым небом, зато автомобиль стоит в тепле, под охраной и круглосуточным видеонаблюдением, а пересаживаться в личный транспорт можно прямо в двух шагах от лифта. Сейчас подземные паркинги заполнены лишь частично - пока тепло, жители оставляют машины на бесплатных стоянках во дворе или по внешнему периметру здания. Парковок под землей и под открытым небом с избытком хватает и жителям "Южного берега", и их гостям - в общей сложности в жилом районе приходится по 1,6 машино-места на квартиру.
В Красноярске машино-места в подземных паркингах жилых комплексов продаются в среднем по цене 500-700 тыс. руб. Привлечь покупателей оказалось не так просто: многие люди с достатком покупают новые автомобили в кредит, соответственно, оформляют страховку по программе КАСКО от ущерба и угона на полную стоимость, так что не боятся оставлять машину на ночь под окном. Немалая цена требовала гибких маркетинговых решений, и с начала прошлого года строительные компании стали предлагать места на подземной парковке в качестве бонуса покупателям крупногабаритных квартир. В свое время, еще до экономического спада, в Советском районе были построены подземные двухуровневые паркинги в микрорайонах "Ястынское поле" и "Иннокентьевский". Машино-места в основной своей массе так и не обзавелись собственниками, поэтому местные жители охотно их арендуют, особенно много клиентов зимой.
В настоящий момент проходит экспертизу проектная документация 7-уровневого паркинга, строительство которого ближе к концу года собирается начать ПСК "Союз". Здание паркинга расположится в микрорайоне Ботанический, напротив дома № 20 по ул. Попова, и обеспечит район новостроек местом хранения автомобилей, в котором жители окрестных домов давно нуждаются. Объект площадью застройки 2268 кв. м рассчитан на 413 машино-мест, на свой этаж автомобили будут забираться по пандусам, а водителей по этажам паркинга станет развозить пассажирский лифт. Владельцем места для машины сможет стать любой желающий, но готов будет объект в лучшем случае лишь через полтора года - сказывается нестандартность конструкции, в отличие от панельных домов, на возведении которых строительная компания уже набила руку.

В поисках временного пристанища


В отличие от жилых новостроек, рядом с которыми места для постоянного хранения автомобилей худо-бедно, но создаются, административные здания и сейчас не могут похвалиться вместительными парковками для посетителей - взять то же здание нового Арбитражного суда на Стрелке. За шлагбаумом на закрытой от посторонних прилегающей территории припаркованы авто работников учреждения, многочисленные визитеры же вынуждены бросать транспорт прямо у дороги и на окрестных газонах.
По-прежнему большой проблемой остается поиск свободного места для автомобиля рядом с мэрией или краевой администрацией, хотя городские власти настоятельно предлагали инвесторам половину площади Революции под размещение 5000 автомобилей. Парковки для сотрудников у правительственных зданий, конечно, имеются, причем для этой цели администрация края выгородила участки прилегающих улиц, но вот на заботу о посетителях в бюджете денег нет.
В разное время назывались и другие потенциально привлекательные места Центрального и Железнодорожного районов, способные вместить большое количество машин за счет освоения обширных подземных пространств: привокзальная площадь у Железнодорожного вокзала, Театральная площадь, территория у памятника Чехову. Устройство массовых стоянок в районе Центрального рынка и площади Революции уже согласовано с архитектурно-планировочной комиссией, но даже по этим участкам пока видимых результатов не наблюдается. Прочим территориям, испытывающим острую нехватку парковок, тем более остается надеяться на лучшее. В отсутствие бюджетных средств перспективен лишь один вариант - искать инвесторов, но желающих выделять средства пока нет, сообщили в городской администрации. Такие объекты получаются дорогостоящими, с длительной окупаемостью, и на данный момент бизнес в них вкладываться не готов.

Компромисс между бизнесом и властью


Хотя многочисленные проекты парковок в местах наибольшего скопления транспорта в Красноярске никто не торопится реализовывать, было бы несправедливо утверждать, что в этом направлении вообще ничего не делается. В начале 2010 года городская администрация договорилась с владельцами красноярских автостоянок (а сейчас только в центре города действует 10 стоянок) о снижении цен на дневное размещение автомобилей с 9 до 18 часов до символических 20-30 руб. независимо от того, сколько времени хранится на них автотранспорт. Некоторые предприниматели даже согласились предоставлять парковку в течение дня бесплатно - как, например, на охраняемой стоянке поблизости от ЦУМа. Несмотря на сотрудничество с властями, новые наземные автостоянки в центре не появляются - популярность этого бизнеса нынче невелика.
Вспомним, в 2006 году широкий резонанс получило предложение организовать автостоянки на 4-ярусных баржах вместимостью по 800 автомобилей в районе набережной Центрального района. Авторы идеи красочно расписывали выгоды плавучей парковки, проистекающие из более низкого по сравнению с земельным водного налога, но всерьез о воплощении смелой мысли так никто и не задумался. Видимо, будущее все же за многоэтажными паркингами на относительно небольших участках дорогой городской земли. Кстати говоря, первый такой гараж достался Красноярску в наследство еще с советских времен - 4-уровневое здание общества ВДОАМ на ул. Коммунистической, построенное в 80-е годы прошлого века, до сих пор функционирует.

Красноярские архитекторы предлагают


Уже не первый год красноярский Союз архитекторов во главе с Борисом Шаталовым занимается разработкой архитектурно-планировочных решений автопарковок. В прошлом году проектное бюро "А2" совместно со студентами СФУ провели большое исследование. В работе проанализированы места основных пробок, проблемы нерационального хранения и паркования автотранспорта, исследователи рассчитали потребность в местах паркования и хранения авто и сравнили цифры с количеством существующих в городе гаражей и паркингов. На основании этих данных архитекторы определили предпочтительные площадки для размещения автоматизированных и механизированных гаражей и паркингов в Красноярске и дали рекомендации по типам гаражей и парковок для Красноярска, способствующим эффективной и рациональной организации городского пространства.
Последние наработки демонстрировались в ходе круглого стола в рамках январской выставки "Строительство и архитектура - 2010". Напомним, вынесенные на обсуждение проекты трех типов учитывали современные тенденции автоматизации парковочных процессов и специфику размещения среди плотной городской застройки: большие подземные 4-этажные автопарковки подошли бы для тех мест Красноярска, где явно чувствуется недостаток просторных площадей над землей, надземные многоэтажные паркинги могли бы вплотную примыкать к существующим зданиям, а полуподземные 3- и 4-этажные парковки удачно объединились бы с мелкими предприятиями бытового обслуживания.
Чтобы потенциальные инвесторы гаражных и парковочных комплексов активизировались, архитекторы призвали красноярские власти создать для этого условия и выйти в Госдуму с законодательной инициативой: вновь сделать платной парковку на обочинах и увеличить штрафы за парковку в неположенных местах. Самиже активисты Союза архитекторов обещали подготовить общественное сознание к пониманию необходимости подобных мер, если мы хотим жить в городе со свободным движением, а не посреди гигантской пробки.

Запретить и забыть?


Установленный Кодексом об административных правонарушениях штраф за парковку в неположенном месте составляет сейчас от 100 до 300 руб. Столь скромная сумма, конечно, не остановит иного автомобилиста от искушения нарушить правила, отделавшись малыми жертвами, вместо того чтобы тратить время на поиски организованной стоянки. Власти крупных городов, где проблема приобрела угрожающие свободному движению масштабы, готовы наказывать беззаботных водителей рублем куда строже - скажем, недавно Мосгордума одобрила десятикратное увеличение штрафа, установив новую планку в 3000 руб. автомобилистам, нарушившим запрет парковаться на остановках общественного транспорта, на пешеходных переходах и в местах, предназначенных для инвалидов. В прошлом году на подобный шаг решились в Санкт-Петербурге. И это только начало массированной атаки за чистоту улиц и дворов.

Впереди России всей


Конечно, первой настоящую войну неорганизованной парковке объявила Москва. Для начала под удар попали временные гаражи-"ракушки" из гофрированного металла, установленные на территории города самовольно, без оформленного должным образом договора аренды земельного участка. В качестве альтернативы московское правительство предложило автолюбителям проект "народных гаражей" - муниципальных многоэтажных паркингов. О них говорили еще с 2006 года, но результаты эпопеи со строительством удалось оценить только в 2009 году, когда появились первые паркинги, выстроенные по городской программе. По свидетельству Ленты. Ру, за годы, пока реализация проекта откладывалась, Машино-места в "народных гаражах" подорожали с нескольких тысяч долларов до 10-12 тысяч долларов, и столичным властям больших усилий стоит сдержать дальнейший рост их стоимости.
С 15 февраля 2010 года началась продажа машино-мест, но перебираться из обжитых индивидуальных гаражей в общественные паркинги, где очерченный по контуру автомобиля кусок бетонного пола стоит 350 тыс. руб. , автолюбители пока не торопятся. Их можно понять: смотровой ямы нет, соленья-варенья и сменный комплект резины хранить негде - замена получается неравноценная. Как пишет Лента. Ру, ссылаясь на информацию столичных чиновников, граждане выкупили всего треть машино-мест, хотя масштабы строительства в Москве пристанищ для автомобилей впечатляют: в планах сдачи на прошлый год значилось 162 "народных гаража", а в 2010 году должны появиться еще 423 многоярусных паркинга общей вместимостью 147 тысяч машино-мест.
Новый законопроект московских властей, вынесенный на рассмотрение в начале 2010 года, практически объявляет приговор владельцам отдельно стоящих гаражей, загоняя их в автомобильные "коммуналки". Помимо "ракушек" без документов под удар попали остальные временные гаражи и даже капитальные, стоящие не на специально оборудованных площадках. В случае, если законодательная инициатива получит одобрение, инвесторов строительства, "народных гаражей" станет заметно больше.

Паркинг по последнему слову техники


Как современная альтернатива многоуровневым "народным гаражам" и подземным паркингам в столице появляются механизированные парковки. Пока в основном крупные компании решали таким образом вопрос размещения автомобилей своих сотрудников, в 2010 году к этому варианту присмотрелся Юрий Лужков. Столичные власти решили использовать ресурс Тушинского машиностроительного завода, где оборудование для механизированных парковок производят уже давно. По словам московского мэра, такие 17-ярусные "этажерки" обоснуются возле торговых, культурных и спортивных центров, а также будут пристраиваться к глухим торцам жилых домов.
Есть в этом нюанс со стороны строительных норм: при размещении парковки у торцов зданий без окон СНиПом предусмотрена санитарно-защитная зона как минимум в 10 метров, если паркуется 10 машин. Увеличение их числа до 25 автоматически означает относ парковки от стен на 50-100 метров. Однако сторонники автоматизированных паркингов резонно замечают: основную опасность для жителей дома создают выхлопные газы. Здесь же, как только машины заезжают на парковочную площадку на первом этаже, водитель глушит двигатель и покидает свое транспортное средство, дальше за него все сделает автоматика. Терминал считывает магнитную карточку автовладельца, и подъемная площадка, как лифт, размещает автомобиль в соответствующей ячейке. При этом люди в процессе парковки не участвуют. Повторная манипуляция с карточкой - и "карета" подана, можно ехать.
При всем неоспоримом удобстве у автоматизированного хранения есть весомый минус - цена. Например, "Комсомольская правда" приводит такие цифры: теплая механизированная 9-ярусная парковка для транспорта работников Первого канала обошлась заказчику в 880 тыс. руб. за машино-место. При массовом строительстве таких парковок по муниципальному заказу стоимость, конечно, будет меньше. Власти назвали сумму в 420 тыс. руб. , но ради такого снижения им придется оптимизировать все лишние расходы.
Почему выходит так дорого и совсем не по-народному? Во-первых, виноваты законодательные препоны. Любое высотное здание по требованиям пожарной безопасности должно быть оборудовано пассажирскими лифтами, и автоматизированные паркинги не исключение, неважно, что люди поднимаются на их верхние этажи крайне редко. Дополнительное оборудование выливается в лишние траты, между тем, от него можно отказаться, если Госдума одобрит поправки в Федеральный закон № 123, разделяющие требования к парковкам и жилым домам. Вызывает вопросы и ограничение высотности парковки 15 ярусами, ведь чем выше парковка, тем больше машино-мест смогут разделить общие расходы и тем меньше будет стоить каждое. Второй момент, стоимость разрешительной документации, еще легче решается путем привлечения административного ресурса.

В Томске взялись за дело


В идеале парковочные места должны проектироваться в то же время, когда застраиваются улицы, чтобы не выкраивать потом площадки в ущерб тротуарам и не теснить пешеходов. В условиях плотной городской застройки, когда выбирать уже не приходится, каждый квадратный метр должен приносить максимальную пользу. Традиционные наземные стоянки - позапрошлый век, в эпоху многоэтажного жилья на высоту взбираются и автомобили. Например, в Томске многоуровневые парковки вместимостью 600-800 машин строятся уже три года в новых микрорайонах силами частных застройщиков, содействие со стороны администрации ограничилось выделением участков и помощью в оформлении документов. Несмотря на это, подобных объектов в городе построено уже около 20, и останавливаться застройщики не намерены - пока цена держится на уровне 200 тыс. руб. , есть спрос, и машино-места в новых многоуровневых паркингах будут востребованы.
О разработке аналога программы "Народный гараж", полным ходом развивающейся в Москве, задумались и томичи. По информации официального портала Томска, в ходе благоустройства городской территории с улиц и дворов исчезнут временные металлические гаражи-"ракушки", тогда хранить автомобили горожане смогут более цивилизованно, в современных гаражах и парковках. Эти сооружения будут возводиться по всему Томску на площадках, выделенных районными властями, и согласно задачам программы их строительство должно стать рентабельным, а цена машино-места - доступной, для чего предполагается создать выгодные экономические условия. Мэрия возьмет на себя также разработку типовых проектов гаражных комплексов, что отчасти удешевит и ускорит создание объектов для застройщиков.
Пока программа "Народный гараж" не вступила в силу, за томских автолюбителей, грубо нарушающих правила парковки, власти взялись всерьез. Городское управление по охране окружающей среды фиксирует случаи незаконной парковки на газонах, тротуарах, детских и спортивных площадках и направляет фотоматериалы в ГИБДД. Поработать осведомителями смогут и остальные граждане - фото проштрафившегося автомобиля, где четко виден его номер, с данными о происшествии принимают в городской администрации по электронной почте. В первый раз нарушителям придется выложить 1 тыс. руб. , за повторный проступок оштрафуют уже на 2 тыс. руб.

Расширение пространства по-омски


Омичам есть чем гордиться - именно им еще в 2008 году выпало первыми среди сибиряков увидеть в действии автоматизированную многоуровневую парковку. Место для парковки выбрали как нельзя более подходящее - вблизи офисного здания, где в часы пик просто не протолкнуться. Здесь на площади 100 "квадратов" в 16 этажей компактно хранятся 64 автомобиля. Автоматику для обслуживания парковки омская компания-застройщик заказала из Кореи, расходы на оборудование отразились на конечной стоимости машино-места - 450 тыс. руб. В проект было вложено 400 млн руб., и окупить затраты инвесторы рассчитывают через 5-7 лет. В случае успеха пилотного проекта строительство его клонов в Омске будет продолжаться.

Новосибирск вздохнет свободнее


Тем временем другой наш сосед по округу, Новосибирск, также пошел по пути внедрения инноваций и вслед за Омском начал строительство автоматизированного паркинга, так что уже к концу этого года 56 автомобилей смогут разместиться на 14 его этажах. Правда, как все новинки, и стоить будут машино-места здесь немало - от 300 до 500 тыс. руб. В случае успешной реализации проекта и интереса покупателей такие же паркинги появятся еще на 10 площадках города рядом с крупными торговыми центрами и офисами. По мнению застройщика, рост объемов строительства позволит снизить цены на машино-места.
Пока строительство автоматизированных паркингов в Новосибирске не приобрело массового характера, мэрия озаботилась более эффективным использованием уже существующих стояночных мест на улицах и впервые в стране создала муниципальную службу парковки. Сотрудники службы бескорыстно помогают автолюбителям найти место на одной из семи городских стоянок и руководят маневрами водителей на небольшой площади, показывая, как припарковать авто компактно, строго по линиям разметки и не создать при этом помех остальному транспорту. По опыту новосибирцев такая организация стоянки позволила вместить на той же площади вдвое больше машин.
Поскольку днем мест на существующих парковках даже при плотно упакованном транспорте на всех не хватает, мэрия Новосибирска предполагает открыть муниципальные плоскостные-то есть обычные уличные - парковки. С их появлением освободятся обочины улиц, ведь бросать там автомобили запретят. Регулирование цен позволит муниципальным парковкам успешно конкурировать с частными и привлекать тех автомобилистов, которые, несмотря на риск угона или повреждения авто, ранее оставляли машины на ночь без присмотра под окнами, так как услуги охраняемой парковки им были
не по карману.
Несмотря на обилие идей, проблема парковки остается актуальной во многих крупных городах, и ее решение, как всегда, упирается в деньги. В Сибири уже есть ряд успешно реализованных проектов, которые вполне подходят Красноярску, было бы финансирование. Чтобы россияне начали массово инвестировать в паркинги собственные средства, их нужно заинтересовать или, что проще и дешевле, запретить оставлять машины на обочинах. При нынешнем же положении вещей об улицах для людей, а не для автомобилей можно лишь мечтать.

Зоя Зимина

Журнал "Сибирский дом" №7 (79), июль 2010 г.